Про мнение.
Будучи мелким, меня легко можно было в чем-то убедить. Или уговорить пойти куда-то (хорошо, что среди знакомых не было усатых педофилов). Такой карапуз, легкий на подъем. Иногда эти невинные гулянья оборачивались аморальным грабежом. Бабушка мне тогда говорила: «Своего мнения нет? Ты что, баран, что идешь туда, куда позовут?». Тогда я не знал, что можно на это ответить. Да и сейчас это довольно затруднительный вопрос. Хотя убедить меня уже сложнее в чем бы то ни было. Да и заманить - куда проблематичнее.
А вопрос в голове остался. И это похоже на то, что ты наконец парируешь чей-то давно протухший подкол в три часа ночи, победоносно сжимая подушку потными ладошками. Есть ли у меня свое мнение или я вошь чахлая? Думаю, что это не совсем корректное противопоставление.
Мнения бывают разные. Бывают значимые и нужные, например - врачебное, по поводу твоего в сотый раз вернувшегося гастрита и набранного веса, потому что жрешь всякое говно и последний раз отжимался только в душе от стены. А бывают бестолковые или даже вредные, вроде мнения твоей мамки по поводу геополитической ситуации в Америке. В любом случае важно, пожалуй, разобрать все по частям.
Гугл говорит, что мнение - это «суждение, выражающее оценку чего-н., отношение к чему-н., взгляд на что-н.» Другими словами это данные извне (в крайних случаях изнутри) пропущенные через ощущения/эмоции/чувства/желания и допиленные напильником под существующую ситуацию. Википедия говорит, что мнение не подлежит фактологической проверке, но если мнение основано на фактах, то это уже аргумент. При этом мнения на одни и те же фактические события могут быть диаметрально противоположные.
В этом плане факты, конечно же, куда более надежные. Они не меняются от того, с какой стороны на них смотреть.
С мнением сложнее. До 25 лет я менял свои мнения по поводу всего ежегодно (если не чаще). И каждый раз внутренне я был уверен, что теперь то я знаю, как устроен мир. Довольно банально, согласен. Мы все этим грешим в той или иной степени. И у этого есть вполне понятные причины. Так устроен наш мозг. Любая неизвестность воспринимается, как задача, сложность которой еще только предстоит выяснить. А это двойная нагрузка. Поэтому наикратчайший путь - шлепнуть бирку с чем-то похожим из загашника и затолкать в дальний угол.
Со временем, с помощью немалого терпения и некоторой доли усилий, у меня все чаще получается оставлять «неизвестное» или «малопонятное» на том месте, где оно лежало. И иногда даже без жопной боли по этому поводу. Непонятное чаще пугает, чем вызывает восторг. Это тоже, по сути, обусловлено эволюционно. Есть основания полагать, что мы потомки как раз наиболее осторожных предков.
Время от времени внутренний голосок вопрошает: «Где мнение то? Мнение где, а?». Стыдливо, ковыряя ножкой земельку, говорю, мол, исследование провожу, данных не хватает, сведенья собираю, непонятно пока. Пожилой обладатель голоска пыхтит, пучит глаза и нервно расхаживает внутри башки скрипя пыльными половицами.
Если задуматься - это тоже мнение, когда непонятно. Ты ставишь вопрос на паузу и отправляешь в архив до востребования. Когда будут факты - тогда и приходите. А до тех пор можно спокойно себе жить дальше.
Сократ уже убедился в том, что он знает только о своём незнании. Собственно, концепция эта была обыграна Николаем Кузанским в своем трактате «Об учёном незнании» в 1440 году. Не думайте, что я сравниваю себя с этими учеными мужами. Я лишь еще раз указываю на то, что я далеко не первый и не единственный с «недостатком присутствия» мнения в своих выводах.
Вот так вот легко и непринужденно я уделал свою бабулю спустя 20 с лишним лет.
P.S. Бабуля, кстати, классная. Люблю её.
